Влияние окружающих факторов на одаренность

Вопрос о том, является ли одаренность врожденной или же формируется под влиянием средовых факторов, до сих пор остается до конца не выясненным, однако тот факт, что среда оказывает значительное влияние на ее развитие, не подлежит сомнению. Необходимо заметить, что на разных людей средовые факторы также влияют по-разному, поэтому все зависит в данном вопросе от индивидуальных способностей. Также нужно упомянуть, что среда как таковая подразделяется на микросреду и макросреду, влияние которых также различно. Так, к микросреде относится семья, и на развитие одаренности прямое влияние оказывают психоэмоциональные отношения в ней, а также положительное отношение к стремлению ребенка к самореализации в какой-либо области. В том случае, если отношения в семье являются напряженными, то даже самые значительные задатки могут затормозить, а то и вовсе прекратить свое развитие.

Также значительное влияние на развитие одаренности оказывает макросреда, то есть отношения в социуме. Известно, что одаренные дети нередко подвергаются насмешкам и непониманию со стороны других детей, поэтому начинают приспосабливаться, стараясь скрыть свои способности, что, безусловно, негативно влияет на развитие одаренности. Именно поэтому было создано значительное количество образовательных учреждений именно для одаренных детей, чтобы их способности могли развиваться. Кроме того, атмосфера подобных учебных заведений не оказывает негативного влияния на общее психологическое состояние ребенка, поскольку другие дети, окружающие его, являются также несколько «необычными» на взгляд традиционный.

Влияние средовых факторов на развитие одаренности исследуется при помощи оценки того, каким образом проявляются те или иные способности в разном окружении у разных детей. Кроме того, немалую роль здесь играет также возраст ребенка, поскольку в разные периоды жизни дети могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же явления. Во время исследований оцениваются абсолютно все факторы среды, поскольку необходимо установить, какие именно условия способствуют развитию одаренности, а какие, наоборот, его тормозят, с целью создания оптимального окружения для развития способностей.

joomla