Генетическая обусловленность способностей
На способности существует очень много точек зрения, до сих пор нет единого вывода о том, являются ли они исключительно приобретенными, или же, наоборот, среда совершенно не влияет на их формирование и развитие, поскольку они целиком и полностью были заложены еще при рождении, то есть генетически. Разумеется, можно выдвинуть целый ряд положений, поддерживающих первую точку зрения, однако многочисленные исследования показывают, что вторая теория о генетической обусловленности способностей является более состоятельной, нежели первая.
Тем не менее, наиболее целесообразной представляется точка зрения о том, что способности являются генетически заложенными, однако есть и так называемая фенотипическая компонента, согласно которой способности могут либо развиваться, либо, наоборот, угасать в зависимости от средовых факторов.
Иными словами, высшие психические функции, уровень их сформированности, а также особенности их проявления никоим образом не зависят от генетики, поскольку всецело они проявляются только под воздействием того или иного фактора, пришедшего извне. В силу комбинаторности генетической основы способностей и фенотипического их развития говорит также тот факт, что даже прямые родственники, обладающие, таким образом, одинаковым набором признаков, совершенно по-разному реагируют на те или иные раздражители. Однако в данном случае необходимым моментом является четкое разграничение знаний и умений, которые каждый индивид приобретает в процессе своего развития, от непосредственно способностей, заложенных именно на генетическом уровне.
Причем в поддержку последнего говорит ряд примеров, основанных на целом ряде исследований. В особенности показательны здесь результаты такого метода исследования, как метод приемных детей, интеллектуальные показатели которых сопоставимы с теми же параметрами родителей, но отнюдь не усыновителей. Кроме того, точно такие же результаты дали также и исследования, которые проводились среди подопечных детских домов, которые не пребывали в приемных семьях. Иными словами, способности действительно являются врожденными, а фенотипические реакции есть не что иное, как проявление знаний.